Статья
"Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников"
С раннего детства ребёнку необходимо прививать культурно-гигиенические навыки,
которые впоследствии превратятся в привычку культурного поведения. Что же
входит в культурно - гигиенические навыки? Всё, что непосредственно связано с
самообслуживанием: соблюдение чистоты тела, культура еды, культура общения с
детьми и с взрослыми. Повторяя изо дня в день действия с принятием пищи,
одеванием, умыванием, закладывая основы и первые представления об этикете и
взаимоотношениях с окружающими людьми, педагоги и родители формируют,
воспитывают культурно - гигиенические навыки у детей.
В
нашем детском саду работа по данному направлению проводится в
соответствии с программными требованиями и возрастными особенностями детей
дошкольного возраста. К основным условиям успешного формирования
культурно-гигиенических навыков относятся рационально организованная
обстановка, чёткий режим дня и руководство взрослых.
Под
рационально организованной обстановкой понимается наличие чистого, достаточно
просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение
всех режимных элементов (умывание, питание, сон, занятия и игры). Для малышей,
например, особое значение имеет постоянство условий, значение места каждой
нужной ему в течение дня вещи. В умывальной комнате имеется достаточное
количество раковин небольшого размера; раковины и полотенца размещаются с
учётом роста детей; на вешалке над каждым полотенцем – картинка. Это повышает
интерес детей к умыванию.
Режим
дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же
время, что способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры
поведения. Упрочение их происходит в играх, труде, занятиях, в быту.
У детей
дошкольного возраста преобладает конкретное, наглядно-образное мышление. В
связи с этим для успешного формирования у них гигиенических навыков мы
используем показ и объяснение. Воспитатель показывает, как надо держать ложку,
выходить из-за стола, мыть руки. Показ обычно сопровождается объяснением. Детям
становится понятна целесообразность требований воспитателя (руки мыть чисто, не
лить воду на пол и т.д.). Умелое руководство взрослых позволяет сократить время
овладения навыками личной гигиены.
Так ли уж важно уделять столько внимания
воспитанию культурно - гигиенических навыков в дошкольном возрасте? Важно!!!
Практика показывает, что дети, у которых сформированы культурно - гигиенические
навыки в соответствии с возрастом успешно развиваются умственно и нравственно,
растут крепкими и здоровыми.