АҚМОЛА ОБЛЫСЫ БІЛІМ БАСҚАРМАСЫНЫҢ АСТРАХАН АУДАНЫ БОЙЫНША БІЛІМ БӨЛІМІНІҢ ЖАНЫНДАҒЫ ЖАЛТЫР АУЫЛЫНЫҢ  "АЛТЫН ДӘН "БӨБЕКЖАЙЫ"  МЕМЛЕКЕТТІК КОММУНАЛДЫҚ ҚАЗЫНАЛЫҚ КӘСІПОРЫНЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КОММУНАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ         "ЯСЛИ-САД "АЛТЫН ДӘН" СЕЛА ЖАЛТЫР ПРИ ОТДЕЛЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПО АСТРАХАНСКОМУ РАЙОНУ  УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АКМОЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Доклад "Баланың жеке тұлға ретінде психологиялық ерекшелектері"

03.02.2017

Психологические

особенности личностного развития в дошкольном возрасте

Развитыми

личностными новообразованиями ребенка в дошкольный период являются ранние

проявления у него эмпатии и самоконтроля, которые в свою очередь во многом

определяют морально-нравственную ориентацию и поведение ребенка на данном этапе

его возрастного развития.

Именно

в это время происходит становление основных личностных механизмов и

образований. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и

мотивационная сферы, формируется самосознание.

Для

дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие

сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Этот новый

относительно стабильный эмоциональный фон определяет динамика представлений

ребенка. Динамика образных представлений — более свободная и мягкая по

сравнению с аффективно окрашенными процессами восприятия в раннем детстве.

Раньше течение эмоциональной жизни ребенка обусловливали особенности той

конкретной ситуации, в которую он был включен: обладает он привлекательным

предметом или не может его получить, успешно он действует с игрушками или у

него ничего не получается, помогает ему взрослый или нет и т.д. Теперь

появление представлений дает возможность ребенку отвлечься от непосредственной

ситуации, у него возникают переживания, с ней не связанные, и сиюминутные

затруднения воспринимаются не так остро, теряют свою прежнюю значимость.

Итак,

эмоциональные процессы становятся более уравновешенными. Но из этого совсем не

следует снижение насыщенности, интенсивности эмоциональной жизни ребенка. День

дошкольника настолько наполнен эмоциями, что к вечеру он может, утомившись,

дойти до полного изнеможения.

В

дошкольном возрасте желания, побуждения ребенка соединяются с его представлениями,

и благодаря этому побуждения перестраиваются. Происходит переход от желаний

(мотивов), направленных на предметы воспринимаемой ситуации, к желаниям,

связанным с представляемыми предметами, находящимися в «идеальном» плане

 Действия ребенка уже не связаны прямо с

привлекательным предметом, а строятся на основе представлений о предмете, о

желательном результате, о возможности его достичь в ближайшем будущем. Эмоции,

связанные с представлением, позволяют предвосхищать результаты действий

ребенка, удовлетворение его желаний.

Еще до того как дошкольник начнет

действовать, у него появляется эмоциональный образ, отражающий и будущий

результат, и его оценку со стороны взрослых. Эмоционально предвосхищая

последствия своего поведения, ребенок уже заранее знает, хорошо или дурно он

собирается поступить. Если он предвидит результат, не отвечающий принятым

нормам воспитания, возможное неодобрение или наказание, у него возникает

тревожность — эмоциональное состояние, способное затормозить нежелательные для

окружающих действия. Предвосхищение полезного результата действий и вызванной

им высокой оценки со стороны близких взрослых связано с положительными

эмоциями, дополнительно стимулирующими поведение. Взрослые могут помочь ребенку

создать нужный эмоциональный образ. Например, в детском саду воспитатель вместо

того, чтобы потребовать немедленно привести в порядок помещение после бурной

игры, может рассказать детям, какую радость вызовет их уборка у младшей группы,

пришедшей после них в сияющую чистотой игровую комнату. Пожелания,

ориентированные на эмоциональное воображение детей, а не на их сознательность,

оказываются значительно более эффективными .

Эти реакции сохраняются и у

дошкольников, хотя внешнее выражение эмоций становится у части детей более

сдержанным. В структуру эмоциональных процессов, помимо вегетативных и моторных

компонентов, входят теперь и сложные формы восприятия, образного мышления,

воображения.

Ребенок начинает радоваться и печалиться

не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того,

что ему еще предстоит сделать. Переживания становятся сложнее и глубже.

Изменяется содержание аффектов —

расширяется круг эмоций, присущих ребенку. Особенно важно появление у

дошкольников таких эмоций, как сочувствие другому, сопереживание, — без них

невозможны совместная деятельность и сложные формы общения детей.

Как уже подчеркивалось, развитие

эмоциональной сферы связано с формированием плана представлений. Образные

представления ребенка приобретают эмоциональный характер, и вся его деятельность

является эмоционально насыщенной. Все, во что включается дошкольник — игра,

рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе, помощь маме в домашних

делах и тд. — должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не

состоится или быстро разрушится. Ребенок, в силу своего возраста, просто не

способен делать то, что ему неинтересно.

Самым важным личностным механизмом,

формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов Оно появляется в

начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Именно с этими

изменениями в мотивационной сфере ребенка связывают начало становления его

личности.

Мотивы дошкольника приобретают разную

силу и значимость. Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко

может принять решение в ситуации выбора одного предмета из нескольких! Вскоре

он уже может подавить свои непосредственные побуждения, например не реагировать

на привлекательный предмет. Это становится возможным благодаря более сильным

мотивам, которые выполняют роль «ограничителей». Интересно, что наиболее

сильный мотив для дошкольника — поощрение, получение награды. Более слабый —

наказание (в общении с детьми это, в первую очередь, исключение из игры), еще

слабее — собственное обещание ребенка. Требовать от детей обещаний не только

бесполезно, но и вредно, так как они не выполняются, а ряд невыполненных

заверений и клятв подкрепляет такие личностные черты, как необязательность и

беспечность. Самым слабым оказывается прямое запрещение каких-то действий

ребенка, не усиленное другими дополнительными мотивами, хотя как раз на запрет

взрослые часто возлагают большие надежды.

Жизнь дошкольника гораздо более

разнообразна, чем жизнь в раннем возрасте. Ребенок включается в новые системы

отношений, новые виды деятельности. Появляются, соответственно, и новые мотивы.

Это мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием, — мотивы

достижения успеха, соревнования, соперничества; мотивы, связанные с

усваивающимися в это время моральными нормами, и некоторые другие.

Дошкольник начинает усваивать этические

нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм

морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются этические

переживания.

Во второй половине дошкольного детства

ребенок приобретает способность оценивать и свое поведение, пытается

действовать в соответствии с теми моральными нормами, которые он усваивает.

Оно вырастает из чувства удовлетворения,

которое испытывает ребенок, совершив похвальный поступок, и чувства неловкости

после неодобряемых взрослыми действий. Начинают соблюдаться элементарные

этические нормы в отношениях с детьми, хотя и избирательно.

Самооценка появляется во второй половине

периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («я хороший») и

рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает сначала умение

оценивать действия других детей, а затем — собственные действия, моральные

качества и умения.

O моральных качествах ребенок судит,

главным образом, по своему поведению, которое или согласуется с нормами,

принятыми в семье и коллективе сверстников, или не вписывается в систему этих

ценностей самооценка поэтому практически всегда совпадает с внешней оценкой,

прежде всего — оценкой близких, взрослых.

Итак, характерной особенностью данного

возрастного периода является постепенное зарождение истинно мотивационных форм

поведения, направленного на достижение.

Развитыми личностными новообразованиями

ребенка в дошкольный период являются ранние проявления у него эмпатии и

самоконтроля, которые в свою очередь во многом определяют морально-нравственную

ориентацию и поведение ребенка на данном этапе его возрастного развития.

Следует отметить, что ведущими факторами

развития ребенка являются: общение со взрослыми и со сверстниками; игра как

специфический вид деятельности для данного возраста.

Просмотров: 329


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст