АҚМОЛА ОБЛЫСЫ БІЛІМ БАСҚАРМАСЫНЫҢ АСТРАХАН АУДАНЫ БОЙЫНША БІЛІМ БӨЛІМІНІҢ ЖАНЫНДАҒЫ ЖАЛТЫР АУЫЛЫНЫҢ  "АЛТЫН ДӘН "БӨБЕКЖАЙЫ"  МЕМЛЕКЕТТІК КОММУНАЛДЫҚ ҚАЗЫНАЛЫҚ КӘСІПОРЫНЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КОММУНАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ         "ЯСЛИ-САД "АЛТЫН ДӘН" СЕЛА ЖАЛТЫР ПРИ ОТДЕЛЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПО АСТРАХАНСКОМУ РАЙОНУ  УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АКМОЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Речевые игры и упражнения для развития речи детей 5-7 лет

11.04.2017

Речевые игры и упражнения для

развития речи детей 5-7 лет

Влияние речевых игр и упражнений на развитие речи

дошкольников

У большинства детей дошкольного возраста обычно проявляются

речевые нарушения и признаки недоразвития речи. Одновременно с речевой сферой

страдает эмоциональная и сенсорно - перцептивная сфера ребёнка, мотивационная

сторона при выполнении заданий.

Развитие речи — процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети,

как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и

красиво. Следовательно, чем раньше мы научим ребёнка говорить правильно, тем

свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.

К.Д.Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного

развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение

ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и

одним из направлений в педагогической работе учреждений, работающих с

дошкольниками. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных

успехов в учении.

В Центре внешкольной работы Советского района г. Брянска реализуется

комплексная образовательная программа «Школа развития дошкольников «Ступеньки»

по подготовке дошкольников к школе. Основным разделом программы является -

развитие речи. На протяжении 2-х лет на занятиях по развитию речи мы используем

комплекс речевых игр и упражнений, которые подобраны в соответствии с

возрастными особенностями обучающихся. В речевых играх происходит не только

усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические

процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. В игре

развиваются память, мышление, внимание, речь, воспитывается самостоятельность,

умение самостоятельно добывать и применять знания, формируется

любознательность, инициативность, творческое воображение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игровые

упражнения для детей 5 – 6 лет.

I. Воспитание звуковой культуры речи.

Игра «Ловим звук». Правила игры: рассказываем ребёнку о том, что выбранный нами

звук пошёл гулять по свету. А так как нам без него никак не прожить, мы будем

его ловить в словах, которые начинаются на этот звук. Как только ребёнок

услышит этот звук в слове, он должен хлопнуть в ладоши. (Звук может пойти

погулять в лес, в парк, на луг, тогда можно подобрать слова по тематическому

принципу). Например: решил звук «п» заглянуть в зоопарк, а там столько животных

живёт. Я буду их называть, а вы хлопайте в ладоши, когда услышите звук «п».

Панда, попугай, бегемот и т. д.).

II. Формирование грамматического строя речи.

Игровое упражнение «Кто больше увидит и назовёт». Оборудование: набор игрушек

(кукла, заяц, котик). Правила игры: педагог и дети рассматривают куклу,

называют предметы одежды и внешнего вида (глаза, волосы). Затем приходит

зайчик. Они говорят, что у него серая (мягкая, пушистая) шубка, длинные уши,

одним словом можно сказать: заяц длинно…ухий (длинноухий). А хвост у зайца

…(короткий), значит он короткохвостый. Кошка гладкая, пушистая, лапы у неё

белые, значит, она… белолапая. За правильные ответы кукла даёт детям флажки

(ленточки, колечки от пирамидки и т.п.).

III. Обогащение словарного запаса.

Игровое упражнение «Найди точное слово». Оборудование: плоскостные картинки

(яблоко, лимон, снег, сахар, ворона, рыба, кузнечик). Правила: педагог просит

детей узнать, о каком предмете пойдёт речь.

- « Круглое, румяное, сладкое – что это?» Предметы могут отличаться друг от

друга не только по вкусу, но и по величине, цвету и форме. После того как дети

назовут предмет, кто-то из детей ищет на столе у педагога нужную картинку и

помещают на доску. Можно поменять форму вопроса, например, дополнить другими

словами. «Снег белый, холодный..(ещё какой?); сахар сладкий, а лимон

…(кислый)». - «Вспомните, кто из животных как передвигается. Ворона..(летает),

рыба..(плавает), кузнечик…(кукарекает), тигр…(рычит), мышь…(пищит),

корова..(мычит).

IV. Развитие связной речи.

Игра «Чего не хватает Мише, чтобы пойти на прогулку?»

Оборудование: картинки с изображением зимней одежды: валенок, варежек, носков,

шарфа, пальто, шубы, шапки др. Правила игры: педагог обращается к детям

примерно с такими словами: - «Я расскажу вам историю про двух мальчиков.

Мальчиков звали Толя и Миша. Миша аккуратный. У него вся зимняя одежда

аккуратно сложена в шкафчике. Какая зимняя одежда лежит у Миши в шкафчике?»

Дети называют предметы одежды. По ходу названия выставляем на доске

соответствующие картинки. Если дети что – то не назовут, показываем картинку –

подсказку. - «Миша собрался на прогулку. Надел носки, рейтузы, валенки…(снова

перечисляем предметы одежды; по мере называния убираем с доски картинки). А

Толя никак не может собраться. Он был неаккуратный и всегда разбрасывал одежду.

Толя нашёл только шарф и шапку. Чего не хватает Толе, чтобы пойти на прогулку?»

Дети называют предметы по памяти, а взрослый выставляет на доске

соответствующие картинки. Если ребёнок ошибается, тактично поправляет его. (Не

хватает носков, валенок и т. д.)

Игровые

упражнения для детей 6-7 лет.

I. Звуковая культура речи.

Игра «Цепочка слов». Оборудование: предметные картинки (5-8 штук). Правила

игры: на столе лежат картинки. Педагог помещает одну из них на доску и просит

определить последний звук в слове. Далее ребята выбирают картинку, название

которой начинается на данный звук, и помещают её на доску за первой картинкой.

Затем дети подбирают картинки по принципу: название следующей начинается со

звука, которым заканчивается название предыдущей.

II. Формирование грамматического строя речи.

Игра «Дерево родственных слов». Оборудование: изображение дерева (или веточка

дерева), листочки на липучках (на ниточках). Правила игры: педагог рассказывает

детям. - «Растёт в Лукоморье волшебное дерево. Листья на нём появляются только

тогда, когда к слову находятся слова - родственники». Детям предлагается

подобрать родственные слова, к какому – либо заданному слову. С каждым, словом

на дерево прикрепляется листочек. Если дети затрудняются, можно помочь им,

задав наводящие вопросы. Например: подобрать однокоренные слова к слову «рыба».

Вопросы: «Если рыба маленькая, как можно её назвать? А если большая? Как

называется суп из с рыбой? Как называется человек, который ловит рыбу? И т. д.»

После того, как дети подобрали слова к заданному слову, «дует ветерок и все

слова-листики падают на землю». Предлагается вернуть их обратно на дерево,

придумав родственные слова к другому слову.

III. Обогащение словарного запаса.

«Слово за слово». Правила игры: педагог определяет тему, например: животные на

букву «К». Первый ребёнок начинает: крокодил. Следующий должен повторить это

слово и прибавить своё, например: крокодил, куница. Следующий ребёнок добавляет

своё слово к предыдущим: крокодил, куница, кот. Таким образом, дети играют до

тех пор, пока кто-нибудь не собьётся. Игровыми темами могут быть: растения,

предметы быта, предметы мебели, посуда, названия блюд и т. д.

IV. Развитие связной речи.

Игра на развитие речи «Кузовок». Оборудование: корзинка. Правила игры: дети

садятся в круг. По считалке выбирается тот, кто начинает игру. Ребенку дается в

руки корзинка. Он держит ее, а дети в это время говорят слова: Вот тебе

кузовок, Клади в него, что на - ок. Обмолвишься — отдашь залог. Ребенок

отвечает: «Я положу в кузовок...» и называет нужное слово (замок, сучок,

коробок, сапожок, башмачок, чулок, гребешок и т.д.) Так происходит, пока все

дети не подержат кузовок. Тот, кто ошибается, кладет в корзину залог. После

того, как все дети приняли участие, разыгрываются залоги: корзинка накрывается

платком, а кто-нибудь из детей вынимает залоги 

по одному, предварительно спрашивая: «Чей залог выну, что тому делать?» Дети

под руководством педагога назначают каждому залогу выкуп — какое - то задание

(назвать слово с каким-то звуком, рассказать скороговорку, разделить слово на

слоги и т.д.)

Просмотров: 284


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст