Речевые игры и упражнения для
развития речи детей 5-7 лет
Влияние речевых игр и упражнений на развитие речи
дошкольников
У большинства детей дошкольного возраста обычно проявляются
речевые нарушения и признаки недоразвития речи. Одновременно с речевой сферой
страдает эмоциональная и сенсорно - перцептивная сфера ребёнка, мотивационная
сторона при выполнении заданий.
Развитие речи — процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети,
как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и
красиво. Следовательно, чем раньше мы научим ребёнка говорить правильно, тем
свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.
К.Д.Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного
развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение
ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и
одним из направлений в педагогической работе учреждений, работающих с
дошкольниками. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных
успехов в учении.
В Центре внешкольной работы Советского района г. Брянска реализуется
комплексная образовательная программа «Школа развития дошкольников «Ступеньки»
по подготовке дошкольников к школе. Основным разделом программы является -
развитие речи. На протяжении 2-х лет на занятиях по развитию речи мы используем
комплекс речевых игр и упражнений, которые подобраны в соответствии с
возрастными особенностями обучающихся. В речевых играх происходит не только
усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические
процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. В игре
развиваются память, мышление, внимание, речь, воспитывается самостоятельность,
умение самостоятельно добывать и применять знания, формируется
любознательность, инициативность, творческое воображение.
Игровые
упражнения для детей 5 – 6 лет.
I. Воспитание звуковой культуры речи.
Игра «Ловим звук». Правила игры: рассказываем ребёнку о том, что выбранный нами
звук пошёл гулять по свету. А так как нам без него никак не прожить, мы будем
его ловить в словах, которые начинаются на этот звук. Как только ребёнок
услышит этот звук в слове, он должен хлопнуть в ладоши. (Звук может пойти
погулять в лес, в парк, на луг, тогда можно подобрать слова по тематическому
принципу). Например: решил звук «п» заглянуть в зоопарк, а там столько животных
живёт. Я буду их называть, а вы хлопайте в ладоши, когда услышите звук «п».
Панда, попугай, бегемот и т. д.).
II. Формирование грамматического строя речи.
Игровое упражнение «Кто больше увидит и назовёт». Оборудование: набор игрушек
(кукла, заяц, котик). Правила игры: педагог и дети рассматривают куклу,
называют предметы одежды и внешнего вида (глаза, волосы). Затем приходит
зайчик. Они говорят, что у него серая (мягкая, пушистая) шубка, длинные уши,
одним словом можно сказать: заяц длинно…ухий (длинноухий). А хвост у зайца
…(короткий), значит он короткохвостый. Кошка гладкая, пушистая, лапы у неё
белые, значит, она… белолапая. За правильные ответы кукла даёт детям флажки
(ленточки, колечки от пирамидки и т.п.).
III. Обогащение словарного запаса.
Игровое упражнение «Найди точное слово». Оборудование: плоскостные картинки
(яблоко, лимон, снег, сахар, ворона, рыба, кузнечик). Правила: педагог просит
детей узнать, о каком предмете пойдёт речь.
- « Круглое, румяное, сладкое – что это?» Предметы могут отличаться друг от
друга не только по вкусу, но и по величине, цвету и форме. После того как дети
назовут предмет, кто-то из детей ищет на столе у педагога нужную картинку и
помещают на доску. Можно поменять форму вопроса, например, дополнить другими
словами. «Снег белый, холодный..(ещё какой?); сахар сладкий, а лимон
…(кислый)». - «Вспомните, кто из животных как передвигается. Ворона..(летает),
рыба..(плавает), кузнечик…(кукарекает), тигр…(рычит), мышь…(пищит),
корова..(мычит).
IV. Развитие связной речи.
Игра «Чего не хватает Мише, чтобы пойти на прогулку?»
Оборудование: картинки с изображением зимней одежды: валенок, варежек, носков,
шарфа, пальто, шубы, шапки др. Правила игры: педагог обращается к детям
примерно с такими словами: - «Я расскажу вам историю про двух мальчиков.
Мальчиков звали Толя и Миша. Миша аккуратный. У него вся зимняя одежда
аккуратно сложена в шкафчике. Какая зимняя одежда лежит у Миши в шкафчике?»
Дети называют предметы одежды. По ходу названия выставляем на доске
соответствующие картинки. Если дети что – то не назовут, показываем картинку –
подсказку. - «Миша собрался на прогулку. Надел носки, рейтузы, валенки…(снова
перечисляем предметы одежды; по мере называния убираем с доски картинки). А
Толя никак не может собраться. Он был неаккуратный и всегда разбрасывал одежду.
Толя нашёл только шарф и шапку. Чего не хватает Толе, чтобы пойти на прогулку?»
Дети называют предметы по памяти, а взрослый выставляет на доске
соответствующие картинки. Если ребёнок ошибается, тактично поправляет его. (Не
хватает носков, валенок и т. д.)
Игровые
упражнения для детей 6-7 лет.
I. Звуковая культура речи.
Игра «Цепочка слов». Оборудование: предметные картинки (5-8 штук). Правила
игры: на столе лежат картинки. Педагог помещает одну из них на доску и просит
определить последний звук в слове. Далее ребята выбирают картинку, название
которой начинается на данный звук, и помещают её на доску за первой картинкой.
Затем дети подбирают картинки по принципу: название следующей начинается со
звука, которым заканчивается название предыдущей.
II. Формирование грамматического строя речи.
Игра «Дерево родственных слов». Оборудование: изображение дерева (или веточка
дерева), листочки на липучках (на ниточках). Правила игры: педагог рассказывает
детям. - «Растёт в Лукоморье волшебное дерево. Листья на нём появляются только
тогда, когда к слову находятся слова - родственники». Детям предлагается
подобрать родственные слова, к какому – либо заданному слову. С каждым, словом
на дерево прикрепляется листочек. Если дети затрудняются, можно помочь им,
задав наводящие вопросы. Например: подобрать однокоренные слова к слову «рыба».
Вопросы: «Если рыба маленькая, как можно её назвать? А если большая? Как
называется суп из с рыбой? Как называется человек, который ловит рыбу? И т. д.»
После того, как дети подобрали слова к заданному слову, «дует ветерок и все
слова-листики падают на землю». Предлагается вернуть их обратно на дерево,
придумав родственные слова к другому слову.
III. Обогащение словарного запаса.
«Слово за слово». Правила игры: педагог определяет тему, например: животные на
букву «К». Первый ребёнок начинает: крокодил. Следующий должен повторить это
слово и прибавить своё, например: крокодил, куница. Следующий ребёнок добавляет
своё слово к предыдущим: крокодил, куница, кот. Таким образом, дети играют до
тех пор, пока кто-нибудь не собьётся. Игровыми темами могут быть: растения,
предметы быта, предметы мебели, посуда, названия блюд и т. д.
IV. Развитие связной речи.
Игра на развитие речи «Кузовок». Оборудование: корзинка. Правила игры: дети
садятся в круг. По считалке выбирается тот, кто начинает игру. Ребенку дается в
руки корзинка. Он держит ее, а дети в это время говорят слова: Вот тебе
кузовок, Клади в него, что на - ок. Обмолвишься — отдашь залог. Ребенок
отвечает: «Я положу в кузовок...» и называет нужное слово (замок, сучок,
коробок, сапожок, башмачок, чулок, гребешок и т.д.) Так происходит, пока все
дети не подержат кузовок. Тот, кто ошибается, кладет в корзину залог. После
того, как все дети приняли участие, разыгрываются залоги: корзинка накрывается
платком, а кто-нибудь из детей вынимает залоги
по одному, предварительно спрашивая: «Чей залог выну, что тому делать?» Дети
под руководством педагога назначают каждому залогу выкуп — какое - то задание
(назвать слово с каким-то звуком, рассказать скороговорку, разделить слово на
слоги и т.д.)